А.М. Батков, В.А. Зеленов: "Деятельность ОАО "Авиапром" по разработке и реализации "Программы развития гражданской авиационной техники России"

Внимание, откроется в новом окне! | Печать |

Работа над «Программой развития гражданской авиационной техники» была начата в Министерстве авиационной промышленности СССР еще в 1988 году. В то время эта была одной из первых попыток внедрения программно-целевых методов планирования задач  по развитию отраслей промышленности. К августу 1991 года работа над «Программой» еще не была закончена. После известных событий августа 1991 года Постановлением Правительства РСФСР о передаче управления Министерством авиационной  промышленности СССР в ведение Министерства промышленности РСФСР работа над «Программой» была приостановлена.

Вместо Министерства авиационной промышленности СССР был создан Департамент авиационной промышленности  в Минпроме Российской Федерации, куда, по рекомендации руководства, был назначен генеральным директором бывший заместитель министра А.Г. Братухин.

Руководителями авиационных предприятий России и стран СНГ было принято единогласное решение: для организации и руководства авиационной отраслью создать Россоюз «Авиапром». Его президентом был избран А.Н. Геращенко, в ту пору исполняющий обязанности Министра авиационной промышленности. По согласованию между А.Н. Геращенко и А.Г. Братухиным для обеспечения функционирования Россоюза «Авиапром» и Департамента авиационной промышленности Минпрома России сотрудники были разделены. Из 1100 сотрудников Министерства авиационной промышленности 400 осталось в Россоюзе «Авиапром», 60 - в Минпроме России. Ряд работников из Главного экономического управления перешли в отдел «Авиабанка» по финансированию конверсионных программ  предприятий. На эти цели были выделены средства из федерального бюджета. Остальные сотрудники, по их согласию, были направлены для работы в Ассоциацию Союз авиадвигателестроения «АССАД», «Союз авиастроителей», страховую компанию «Авикос», хозрасчетные организации: «Авиааудит», «Авиаснабсбыт», «Авиакомплектация» и другие, многие ушли работать на предприятия, или на пенсию.

Работников поделили по следующему принципу:  начальники Главных управлений вошли в состав Россоюза «Авиапром», их заместители в Департамент авиационной промышленности Минпрома России. В Россоюзе «Авиапром» была сохранена структура Министерства авиационной промышленности.

В первое время возникающие вопросы решались независимо от того, касались они Департамента или «Россоюза». Указания президента «Россоюза» и генерального директора Департамента для работников были равнозначны. Именно тогда ими было принято совместное решение  о продолжении работы над «Программой». К июню 1992 года работа над «Программой развития гражданской авиационной техники России до 2000 года» была закончена. Она была утверждена: Министром промышленности Российской Федерации А.А. Титкиным, Министром транспорта России В.Б. Ефимовым и Министром науки, высшей школы и технической политики Российской Федерации Б.Г. Салтыковым.

Основной результат «Программы» состоял в том, что в ней предусматривалось финансирование работ и бюджета по созданию, доводке и сертификации до 2000 года следующих работ по самолетам:

  • Ил-96-300 с двигателями ПС-90 и НК – 92;
  • ДМС, ДШФС;
  • Ту-204, Ту-204М с двигателями НК – 92;
  • Ту-334, ЯК-42М, Ил-114, Ил-114М, АН-38, Бе-200, Ил-114 ПАНХ, СХС-1.

По вертолетам: МИ – 26К, МИ-38А, КА-62, МИ-34 ВАЗ, МИ – 8ТГ, МИ-40 и МИ-54, а также работы по двигателям,  пилотно-навигационному оборудованию, по новым материалам и технологиям.

Перечень самолетов и вертолетов, которые должны были финансироваться по утвержденной «Программе», закрывал полностью потребности народного хозяйства России. В России и странах СНГ с 1992-200 годы планировалось выпустить 9049 единиц гражданских самолетов и вертолетов, включая АОН. Несмотря на то, что по указу Президента РФ Б.Н. Ельцина от 26 января 1996 года Программа стала: «Федеральной целевой программой развития авиационной техники России до 2000 года» финансирование «Программы» в полном объеме в 1992-2001 годах не проводилась. В 1993 году объем  финансирования составил 50% от запланированного, в 1996 и 1997 годах - по 16%.

Естественно, что при таком положении о выполнении запланированных работ по «Программе» не могло быть и речи. Поэтому в 2002 году разработали первую редакцию Федеральной целевой программы «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года», в 2006 - еще одну редакцию, затем прошли еще 4 корректировки ФЦП, последняя из которых в июле 2011 года. Но упущенное в течение 10 лет, когда «Программа» финансировалась в размере не более 20% от запланированного, наверстать не удалось. Все это привело к сокращению  выпуска запланированных гражданских самолетов и вертолетов. Если в 1991 - 1993 годах выпускалось по 80 гражданских самолетов и до 337 вертолетов в год, то  в период перехода к рыночной экономике планировался выпуск только до 30 гражданских самолетов и около 100 гражданских вертолетов.

Всего за 1991-2010 годы, включая самолеты АОН, было изготовлено 620 гражданских самолетов и 2173 гражданских вертолета, что в 3 раза меньше планировавшихся в 1991 году. (см. Приложение 1)

Помешало осуществить задуманную в 1988 году и утвержденную в 1992 году «Программу» следующее:

  • отсутствие финансирования;
  • приватизация предприятий;
  • отсутствие со стороны государства управления отраслью;
  • прямое лоббирование интересов зарубежных авиапроизводителей;
  • демпинговые цены на передачу самолетов, в основном бывших в эксплуатации, в лизинг авиаперевозчикам от иностранных производителей; и много других причин.

Были ли виноваты в этом те бывшие советские руководители отраслью, которые остались в Россоюзе «Авиапром», а потом в ОАО «Авиапром»? Нас часто  упрекали в том, что мы не остановили развал отрасли.

Ответим сразу: у нас не было абсолютно никаких  рычагов для предотвращения того, что произошло. На наши обращения в высшие инстанции, вплоть до Президента, реакции не было никакой. Оставалось лишь принимать меры по осуществлению тех программ, которые остались в последних редакциях ФЦП, чтобы не давать повода для её закрытия.

Эта задача в некоторой мере была осуществлена ОАО «Авиапром». В настоящие время, те объемы средств, что выделяются на сохранение научно-технической базы и капитальное строительство в отрасли, осваиваются в установленные сроки и полностью. Однако выделяемых по ФЦП «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002 – 2010 годы и период до 2015 года» средств явно не достаточно, чтобы осуществить то, что было запланировало в первой редакции «Программы развития гражданской  авиационной техники России до 2000 года».

Из всех задач записанных в последней редакции «Программы» необходимо отметить реализованные:

1) создание самолетов: Ил-96-400Т, ТУ-204СМ, ТУ-214, SSJ-100, модификаций Бе-200, освоение АН-148, улучшение послепродажного обслуживания самолетов и особенно расширение кооперационных связей с изготовителями авиатехники (изготовление и поставки узлов,  агрегатов, поковок, материалов) в том числе и зарубежными;

2)  несмотря на явный провал работ по Программе  в 1992-2001 года, все же авиационная отрасль объединила усилия в реализации «Программы», что не дало ей окончательно развалиться и создало определенный  шанс для ее дальнейшего подъема, которое, хотя и медленно, но происходит в авиационной промышленности в настоящее время.

Назовем работников Министерства авиационной  промышленности СCСР, а затем и Россоюза «Авиапром»,  Департамента авиационной промышленности, которые  разрабатывали «Программу» её I и II редакции: Владимир Тимофеевич Иванов, Анатолий Геннадьевич Братухин, Виктор Михайлович Чуйко, Александр Михайлович Батков, Николай Михайлович Орлов, Константин Николаевич Казеннов, Рамиль Бареевич Урманов, Валентин Михайлович Толоконников, Владимир Михайлович Фадеев, Владимир Валентинович Апакидзе, Виктор Александрович Зеленов, Виталий Михайлович Кулеш, Анатолий Алексеевич Борисов, Виктор Петрович Постричев и другие. Просим извинить нас за то, что мы забыли кого-то упомянуть.