П.В. ДЕМЕНТЬЕВ: «Требуй от жизни невозможного, и получишь максимум»

Внимание, откроется в новом окне! | Печать |

0 24 января 2017 года – 110 лет со дня рождения Петра Васильевича ДЕМЕНТЬЕВА- выдающегося государственного деятеля, министра авиационной промышленности СССР в 1953-1977 годах, генерал-полковника-инженера, дважды Героя Социалистического Труда (1941, 1977), лауреата Государственной премии СССР.

П. В. Дементьев родился 24 января (11 января по ст. стилю) 1907 г. в чувашском селе Убей (Уби) Буинского уезда Симбирской губернии Российской империи (в настоящее время - в Дрожжановском районе Республики Татарстан Российской Федерации) в семье учителя. Отец — Василий Степанович, мать — Елена Герасимовна Дементьевы.

Помимо П. В. Дементьева, это село стало знаменито благодаря ещё двум своим уроженцам — Героям Социалистического Труда С.Е. Немасеву и Л.В. Дергунову.

Трудовую деятельность П.В. Дементьев  начал в 1922 г. рабочим. После окончания Убеевской сельской школы учился в Симбирском (Ульяновском) профессионально-техническом училище. В 1927 г. он поступил в Московский механический институт имени М. В. Ломоносова, но уже через два года перевёлся на третий курс в Военно-воздушную инженерную академию имени профессора Н. Е. Жуковского, которую окончил в 1931 г.

После успешного завершения учёбы П.В. Дементьев в числе наиболее талантливых выпускников был направлен в Научно-исследовательский институт гражданского воздушного флота, а через три года попросился на конкретный производственный участок. В 1934 — 1941 годах он проделал путь от начальника цеха московского авиационного завода № 81 до главного инженера и директора Государственного авиационного завода № 1 (Москва).

В 1938 г. П.В. Дементьев вступил во Всесоюзную коммунистическую партию (большевиков).

В 1941 г. он был назначен первым заместителем народного комиссара (с 1946 г. — министра) авиационной промышленности СССР, проработав в этой должности до 1953 г.

Во время войны Пётр Васильевич отвечал за серийный выпуск самолетов на заводах страны. Чёткая организация на всех уровнях управления, внедрение накануне и в годы войны новейших технологий, самоотверженный труд работников отрасли позволили уже к осени 1941 года удвоить ежедневный выпуск боевых самолётов, доведя его до ста машин. В октябре 1941 г. П.В. Дементьеву в числе первых руководителей авиационной промышленности за выполнение заданий Правительства по созданию и выпуску новой авиационной и специальной техники в труднейших условиях первых месяцев войны было присвоено звание Героя Социалистического Труда.

Были обеспечены быстрое восполнение потерь боевой авиации и увеличивающееся из года в год количественное и качественное превосходство советских ВВС над воздушными силами фашистской Германии и её сателлитов, и в конечном итоге – полная победа над ними. И это при меньшей численности работников в отрасли, чем в Германии, которая использовала промышленную базу почти всех стран Западной и Центральной Европы, в условиях утраты авиапромышленностью СССР большей части ресурсной базы в первые месяцы войны и невиданной в истории чётко организованной передислокации около 85 процентов заводов отрасли (оборудования, запасов сырья и работников с семьями) в восточные региона страны!Всего за годы войны (со 2-го полугодия 1941 года до 10 мая 1945 г.) авиапромышленность СССР выпустила 125655 самолётов, увеличив их суточный выпуск в три раза, а на передовых предприятиях, как новосибирский авиазавод №153 – почти в семь раз (с 3-х до 20 истребителей в сутки, при этом внедряя в серийное производство новые типы боевых машин)..." К началу 1945 года советские ВВС в 7,9 раза превосходили противника по числу боевых самолётов, при этом лучшего качества (истребители МиГ-1, Як-7Б, Як-9 разных модификаций, Ла-5ФН, Ла-7, Як-3 с предельными ТТХ для данного типа самолёта, уникальные бронированные штурмовики Ил-2 и Ил-10, дальний бомбардировщик ДБ-3Ф (Ил-4) и лучший бомбардировщик Второй мировой войны Ту-2)...

В послевоенный период, стремясь не допустить перерастания объявленной США и Англией «холодной войны» в горячую, в неимоверно короткий срок советская авиационная промышленность совершила новый научно-технический и технологический рывок, поразивший весь мир. В условиях восстановления разрушенной войной страны, при этом снова оказавшейся в экономической блокаде, в считанные месяцы была создана и в апреле 1946 года начала полёты боевая реактивная авиатехника первого поколения – серийные истребители МиГ-9 и Як-15. А в 1955 году истребитель МиГ-19 открыл эру сверхзвуковых реактивных самолётов… Также в короткий срок были созданы межконтинентальные самолёты стратегической авиации – носители атомного оружия.

За первые две послевоенные пятилетки были созданы и запущены в серийное производство пассажирские самолёты разных классов, которые составили основу большого парка гражданских судов: Ил-12, Ил-14, первый в мире реактивный самолёт на регулярных авиалиниях Ту-104, многофункциональные самолёты Ан-2 и Ан-8.

В 1952 г., на XIX-м съезде КПСС, П.В. Дементьев был избран кандидатом в члены Центрального Комитета КПСС, членом которого он стал в 1956 г. В 1953 г. он стал лауреатом Сталинской премии.

В 1953 году П. В. Дементьев был назначен министром авиационной промышленности СССР, встав во главе советского авиапрома почти на четверть века — до самой своей смерти в 1977 г. (с 1957 г. — в качестве председателя Государственного комитета Совета министров СССР по авиационной технике — министра СССР, с 1963 г. — председателя Государственного комитета по авиационной технике СССР, а с 1965 г. — вновь министра авиационной промышленности СССР).

П.В. Дементьев обладал выдающимися профессиональными качествами. Он был талантливым высокообразованным инженером с большим практическим опытом, досконально знающим технологию разработки и производства авиатехники, и не менее талантливым и опытным организатором государственного масштаба, в совершенстве владевшим технологией управления, был тонким психологом и воспитателем. Очень помогало Петру Васильевичу то, что он от природы обладал феноменальной памятью: знал не только всех конструкторов, ведущих учёных, руководителей КБ, НИИ и заводов, их личные и профессиональные качества, состояние и особенности всех многочисленных предприятий отрасли, но даже помнил имена-отчества передовых рабочих, которых ему однажды представляли… Воспитанный в сталинской школе управления, он всегда ставил перед собой и подчинёнными предельные научно-технические, производственные и социально-экономические задачи, и эффективно решал их. Девизом и жизненным принципом Петра Васильевича Дементьева можно считать его слова: «Требуй от жизни невозможного, и получишь максимум».

Почти четверть века П.В. Дементьев был олицетворением авиационной промышленности страны и стратегических национально-государственных интересов Советского Союза в области авиационной деятельности.

Под руководством Петра Васильевича Дементьева научные и производственные предприятия, входившие в единую систему Министерства авиационной промышленности СССР, обеспечили наиболее высокие темпы развития, создания и серийного выпуска военной и гражданской авиационной техники, как минимум не уступавшей лучшим мировым аналогам или вообще уникальной. Советский Союз стал общепризнанной великой авиационной державой, способной самостоятельно решить любую научно-техническую и производственно-технологическую задачу в авиационной деятельности. Авиапромышленность Советского Союза под руководством П.В. Дементьева также активно участвовала в создании уникальной космической техники, включая первый в мире искусственный спутник Земли и системы обеспечения первого в мире полёта человека в космос, создала мощный научно-технический и технологический задел по авиационно-космическим самолётам, реализованный позже в проектах «Буран» и «МАКС».

 

 

Г.В. Новожилов, генеральный конструктор ОКБ им. С.В. Ильюшина, дважды Герой Социалистического Труда, академик РАН сказал о П.В. Дементьеве: «Человека масштаба Дементьева можно уподобить бриллианту с сотнями сверкающих граней, и никому не дано увидеть всех их разом… Мне пришлось много лет работать под руководством Петра Васильевича Дементьева. Я считаю эти годы весьма плодотворными в моей жизни, в жизни ОКБ им. С.В.Ильюшина, да и всей отрасли. По инициативе и при непосредственном личном участии Петра Васильевича были созданы первый реактивный военно-транспортный самолёт Ил-76 и 350-местный широкофюзеляжный пассажирский самолёт Ил-86, с его подачи начались работы по дальнемагистральному Ил-96… В моей судьбе, как, впрочем, и в судьбе многих моих коллег, П.В.Дементьев сыграл огромную роль. Это был чуткий руководитель, выдающийся государственный деятель и вместе с тем обаятельный и остроумный человек».

В своих воспоминаниях Пётр Васильевич Дементьев отмечал:

«В годы «холодной войны», решая крайне сложные вопросы создания передовой авиационной техники, я всегда опирался на три основных фундамента:

​  создаваемый научно-технический задел авиационных институтов;

​  уникальные авиационные конструкторские школы;

​  профессиональный директорский корпус».

Выдающийся управленческий опыт П.В. Дементьева, реализованный в самых экстремальных условиях Великой Отечественной войны и в непревзойдённой по эффективности системе МАП СССР в послевоенный период, - имеет универсальный характер и является актуальным при любом социально-политическом строе, ориентированном на динамичное научно-техническое и технологическое развитие страны. Ещё более важным наследием являются жизненные принципы Петра Васильевича: его личные интересы никогда не расходились с национально-государственными.

П. В. Дементьев являлся делегатом шести съездов КПСС (XX-XXV), депутатом Верховного Совета СССР 4-го — 9-го созывов.

Скончался Пётр Васильевич Дементьев 14 мая 1977 г. и был похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды П.В. Дементьева:

2 Золотые медали Героя Социалистического Труда,

9 орденов Ленина,

орден Красного Знамени,

орден Красной Звезды,

орден Суворова 2-й степени,

орден Кутузова 1-й степени,

2 ордена Трудового Красного Знамени.

Медали: За победу над Германией, За победу над Японией, За боевые заслуги, За оборону Москвы, 30 лет Победы, 40 лет Советской Армии, 50 лет Вооружённых Сил СССР, 800 лет Москвы, 100 лет со дня рождения В.И. Ленина.

Лауреат Государственной (Сталинской) премии СССР.

 

Воспоминания о П.В. Дементьеве (из книги «История авиационной промышленности России. МАП СССР (1946-1991)».

Читать полностью

 


А.М. Батков, В.А. Зеленов: "Деятельность ОАО "Авиапром" по разработке и реализации "Программы развития гражданской авиационной техники России"

Внимание, откроется в новом окне! | Печать |

Работа над «Программой развития гражданской авиационной техники» была начата в Министерстве авиационной промышленности СССР еще в 1988 году. В то время эта была одной из первых попыток внедрения программно-целевых методов планирования задач  по развитию отраслей промышленности. К августу 1991 года работа над «Программой» еще не была закончена. После известных событий августа 1991 года Постановлением Правительства РСФСР о передаче управления Министерством авиационной  промышленности СССР в ведение Министерства промышленности РСФСР работа над «Программой» была приостановлена.


В.В. Апакидзе: "Капитальное строительство во втором десятилетии ОАО "Авиапром"

Внимание, откроется в новом окне! | Печать |

2000 год – восемь лет пролетело с момента создания ОАО «Авиапром» как один миг. Время  «безвременья» в капитальном строительстве для многих людей в авиационной промышленности. Это касалось и промышленных, и научных предприятий и организаций, а также связанных с ними одной производственной задачей проектных и технологических институтов, генподрядных и строительно-монтажных организаций. Это коснулось и ОАО «Авиапром», в частности фирмы «Авиапроминвест».

В.М. Фадеев: "Развивали производственную и социальную инфраструктуру отрасли вопреки обстоятельствам"

Внимание, откроется в новом окне! | Печать |

С момента образования Россоюза «Авиапром» в октябре 1991 г. задачи по обеспечению сохранения комплексного развития авиационной промышленности России, ранее выполнявшиеся в Министерстве авиационной промышленности СССР коллективом Главного управления проектирования и капитального строительства, были поручены, в соответствии с принятым уставом Россоюза «Авиапром», отделению инвестиций и развития, а затем исполнительной дирекции фирмы «Авиапроминвест». Необходимо было оперативно перестраивать и организовывать работу по воссозданию и обновлению основных фондов отрасли в новых рыночных условиях, разбалансированной и порушенной при выполнении конверсии системы плановой экономики.


Р.Б. Урманов: "Нас объединяло чувство долга и моральная ответственность за состояние авиастроения в России"

Внимание, откроется в новом окне! | Печать |

Ликвидация в 1991 г. Министерства авиационной промышленности СССР стала для многих большим и неожиданным ударом.

Настал такой момент, и само руководство Министерства не могло понять, почему это произошло - ошибка или диверсия? Финансирование прекратилось!

Настал момент для принятия радикальных мер по сохранению существующего потенциала мощностей авиационной промышленности.

Мы (руководство МАП) могли разбежаться в разные стороны, могли занять достойные служебные посты и спокойно продолжать жить. Но характер и глубокое чувство ответственности за положение дел в отечестве и в родной авиастроительной отрасли диктовали другие решения!


Еще статьи...

  1. Н.М. Орлов: "Полеты продолжаются"
  2. Е.С. Коваленко: "20 лет. Это очень много..."